Газета Мой город

Почему в Риддере не могут решить проблему бесперебойной подачи электроэнергии?

28 апреля 2023, 8:32

С начала аварий на местной ТЭЦ в Риддере серьезно возросла нагрузка на электросети. Люди по всему городу уже несколько месяцев вынужденно включают обогреватели и бойлеры, чтобы хоть как-то согреться и помыться. Кроме выросших платежей за электроэнергию, у потребителей возникла еще одна проблема — изношенные сети порой не выдерживают нагрузки, сообщает Noks.kz.

Из-за аварий на линиях электропередачи риддерцы временами остаются без света, из-за скачков напряжения выходит из строя бытовая техника. А мартовский ураган показал, что давно пора что-то делать с бесхозными электросетями. Районы города, запитанные от них, после сильного ветра двое – трое суток жили без света. Здесь было больше всего аварий — рвались провода и падали опоры. Люди возмущены: почему до сих пор эти сети не переданы на баланс энергосервисной компании?

Аварийность — к минимуму?

Электросети и трансформаторные подстанции (ТП) Риддера постоянно требуют ремонта. Где-то их уже ремонтировали, а где-то они все еще крайне изношены. Хотя по данным АО «Объединенная Энергосервисная компания» (ОЭСК), в сравнении с 2019 годом энергетикам почти вполовину удалось снизить аварийность на электросетях.

— Аварийность в 2022 году снизилась на 42 процента, что показывает положительное качество проведения плановых ремонтных работ, — заверяют специалисты компании. — Также хотим отметить, что в осенне-зимний период 2022/2023 при аварии на риддерской ТЭЦ и последующем росте нагрузок в электрических сетях АО «ОЭСК» по Риддеру аварийность в подаче электрической энергии потребителям была сведена к минимуму, что показало хорошую оценку состояния электрических сетей.

Несмотря на положительные сдвиги в обновлении энергетического хозяйства, ситуация такова, что часть сетей и ТП в Риддере все еще не в должном состоянии. Стоит дать им лишнюю нагрузку, и сразу начинаются проблемы. Риддерцы уже не раз жаловались, что в некоторых районах города периодически выбивает свет.

— Ну, а как не выбьет, если почти все у нас включают обогреватели, — констатируют старшие по домам.

Аварийные бригады выезжают и устраняют неполадки, но все повторяется вновь. Особенно, как выяснилось, не выдерживают наши сети шквального ветра. 3 марта во время урагана, когда скорость ветра достигала 30 метров в секунду, провода оборвало почти по всему городу. Тысячи абонентов остались без света. И вот на днях, 24 апреля, ситуация вновь повторилась. Из-за аварии на сети 6 кВ остались без электричества 700 потребителей. Жаловались на его отсутствие жители проспекта Независимости, улиц Тохтарова, Семеновой, Клинка, Гагарина, Космонавтов, Кунаева, Орджоникидзе и других.

— В связи с тем что любые электрические сети находятся на открытом пространстве, погодные условия играют значительную роль в их нормальной работе, — пояснили в АО «ОЭСК». — Повреждения воздушных линий, повлиявшие на аварийные отключения электрической энергии в марте 2023 года, были вызваны как раз штормовым ветром, но при этом были устранены в пределах времени, допустимого требованиями нормативной документации. И это несмотря на то, что Риддер находится в горной местности, что затрудняет доступ персонала и спецтехники к электрическим сетям для проведения аварийно-восстановительных работ.

Получается, что во время разгула стихии ситуация с аварийными отключениями электроэнергии в Риддере все время будет повторяться. Надежда только на то, что со временем Объединенная энергосервисная компания все же проведет на остальных участках сетей необходимый ремонт, чтобы снизить степень их износа и аварийность. Но проблема в том, что если эти ремонтные работы будут проводиться медленными темпами, то пока ремонтируют сети и ТП в одном месте, в другом они снова придут в негодность. Кстати, плановый ремонт АО «ОЭСК» проводит в рамках своей инвестиционной программы. Этот пункт расходов заложен в тариф. То есть потребители платят за электроэнергию, а компания должна на эти деньги содержать сети и все остальное энергетическое хозяйство в надлежащем состоянии.

— Согласно многолетнему графику планово-предупредительных работ на 2021 – 2025 годы, по Риддерскому РЭС в период с 2021 по 2022 год выполнены 31 процент капитального и 43,2 процента текущего ремонта ЛЭП 0,4-6-10 кВ в рамках тарифной сметы, что привело к незначительному снижению их износа, — сообщили в АО «ОЭСК».

Ну вот, пока аварийность снизили незначительно, как говорилось выше, всего на 42 процента. А когда же снизят на 100 процентов? Тем более этой зимой из-за проблем на ТЭЦ потребители вынуждены платить больше за электроэнергию. По данным ТОО «Шыгысэнерготрейд», с начала ноября по конец февраля потребление электроэнергии в Риддере выросло на 26,2 процента. А есть еще март и апрель. Хотелось бы, чтобы часть этих «сверхнормативных» средств пошла ни куда-нибудь, а все-таки на необходимый ремонт.

Сети без хозяина

Когда в АО «ОЭСК» говорят об устранении аварийных отключений электроэнергии в марте 2023 года в пределах времени, допустимого требованиями нормативной документации, конечно, на деле это касается не всех потребителей. Если жители центра города из-за урагана просидели без света только несколько часов, то в некоторых районах Риддера люди были лишены электроэнергии двое и даже трое суток. Не знаем, как это согласуется с нормативными документами, но чисто по-человечески это очень тяжело — не иметь возможности приготовить еду, вскипятить чай, согреть жилье и воду, чтобы выкупать детей перед школой. Тем более мы знаем: в Риддере есть и другая большая коммунальная проблема — отсутствие тепла и горячей воды.

Тогда в марте представители АО «ОЭСК» озвучили, что больше всего порывов было не на их сетях, а на бесхозных, стоящих на балансе отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог.

— Большое количество отключенных потребителей (порядка 65 – 70 процентов) запитаны от бесхозных сетей, находящихся в управлении отдела ЖКХ Риддера. По данным сетям договор на обслуживание на 2023 год между АО "ОЭСК" и ЖКХ не заключен. Но, несмотря на это, персонал АО "ОЭСК", Алтай аймагы, Риддерского РЭС занимается восстановлением данных линий электропередачи, — сообщали тогда в АО «ОЭСК».

Когда практически по всему городу  из-за сильного ветра аварийно отключилась электроэнергия, свое недовольство долгим ее отсутствием стали высказывать жители Седьмого района. Люди знают, что сети, к которым подключены их дома, как раз бесхозные. Их проблема, по словам риддерцев, не решается местными властями много лет, и по этой причине, посчитали люди, восстановлением линий электропередачи в их районе занимались в последнюю очередь. Хотя власти и энергетики убеждали, что во время аварийных ремонтных работ никакого деления на бесхозные и сети, принадлежащие АО «ОЭСК», не было. Но так ли это?

До сих пор на балансе отдела ЖКХ Риддера числятся 28 трансформаторных подстанций и 88 километров бесхозных электросетей. У этого энергохозяйства нет никакого другого хозяина и даже документов, где были бы отражены год их постройки, степень износа и другие показатели и технические характеристики. Ежегодно отдел ЖКХ после проведения конкурса заключает договор с обслуживающей компанией, которая проводит на этих сетях ремонт. Иногда это АО «ОЭСК», иногда другие компании. В этом году конкурс еще не состоялся и пока не ясно, кто будет обслуживать эти сети. А какой ремонт на них проведут — и вовсе будут решать в июне, когда станет понятно, останутся ли на это бюджетные средства. Но в этом году наконец-то за многие годы хотя бы часть этих старых бесхозных сетей начнут передавать на баланс Объединенной энергосервисной компании. В отделе ЖКХ рассказали, почему все это заняло столько времени.

— Эти сети очень старые, 1974 года постройки, — поясняет начальник отдела ЖКХ Кайрат Шаяхмет. — Никаких документов по ним вообще не было. Сейчас потихоньку, по крупицам мы воссоздаем всю документацию и готовим к передаче в ОЭСК первый пакет документов.

Но дело даже не в документах, а в том, что энергетики тоже не хотят нести лишние затраты. Из 88 километров бесхозных электросетей они готовы принять только 32,8 километра, остальные все еще останутся на балансе у отдела ЖКХ. Но даже при таком раскладе это уже сдвиг с мертвой точки. Если процесс приема/передачи состоится, повезет жителям Второго, частично Шестого районов и частично улицы Айдарханова. Их сети наконец-то будут регулярно обслуживать — проводить на них необходимый ремонт. Жителям остальных районов города, например Седьмого, еще придется подождать, и кстати, неизвестно сколько, хотя их электросети в еще худшем состоянии. И в этом вся причина.

— Старые бесхозные сети вообще сложно передать на баланс ОЭСК, — продолжает Кайрат Шаяхмет. — Ведь они готовы принять только те, где уже проведен хоть какой-то ремонт. Чтобы выполнить его на остальных сетях, требуется много денег. Ту организацию, которая выиграет в конкурсе на обслуживание бесхозных сетей в этом году, я буду просить, чтобы они провели дефектовку, и мы определились, что сейчас реально можно починить, и запросим на это средства из бюджета.

По словам главы коммунального ведомства, отдел ЖКХ планирует проводить реконструкцию хотя бы двух трансформаторных подстанций и двух километров бесхозных электросетей в год. И таким образом постепенно подготовить их для передачи на баланс энергосервисной компании. Кстати, почему этой проблемой в Риддере чиновники не занимались долгие годы и таким образом довели сети, опоры и трансформаторные подстанции до капитального износа — большой вопрос. 

— В марте, когда был шквальный ветер, опоры, которые были установлены еще в 1970 – 1980 годах, не выдерживали и падали, и эта проблема с каждым годом только растет. Поэтому нужно отремонтировать хотя бы самое критическое, чтобы при следующем ветре люди по двое – трое суток уже не сидели без света, — говорит Кайрат Шаяхмет.

Кстати, в АО «ОЭСК» подтвердили, что готовы принять на баланс у коммунальщиков часть бесхозных электросетей:

— В данное время совместно с ЖКХ Риддера разработан и утвержден график приема бесхозяйных сетей на баланс АО «ОЭСК» с указанием необходимых процедур, в соответствии с требованиями законодательно-правовой нормативной документации, согласно которым планируется произвести приемку в течение 2023 – 2024 годов.

Остается надеяться, что эти мероприятия хотя бы частично помогут решить проблему бесперебойной подачи электроэнергии потребителям. Печально только, что не всем. А надежные сети сейчас — это очень важно. Пока не ясно, когда решатся проблемы с ТЭЦ, а значит, нагрузка на них остается.

Фото со страницы ОЭСК в Инстаграме