Газета Мой город

Как специалисты Риддера помогают особым детям адаптироваться к жизни

9 ноября 2023, 10:39

Доказано: чем раньше начать работать с особенными детьми, тем больших успехов можно достигнуть. У жителей Риддера, чьи детки родились с особенностями в развитии, есть уникальная возможность: не оставаться со своими проблемами наедине, а доверить малыша специалистам, которые помогут скорректировать его поведение, запустить речь и научить контактировать с детьми и взрослыми. Все это необходимо, чтобы пойти в школу и подготовиться ко взрослой жизни, сообщает Noks.kz.

С этой целью еще в 2004 году в Риддере открылся КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции». До недавних пор он находился в помещениях на проспекте Независимости, где было мало учебных кабинетов, переодевать и ожидать детей после занятий мамам и папам приходилось в тесном коридорчике. Но в этом году в истории Кабинета коррекции произошло важное событие. Общественный благотворительный фонд «Парыз» закупил для учреждения много современного дорогостоящего оборудования, а в начале сентября учреждение переехало в просторные, только что отремонтированные помещения в здании школы № 11 в Шестом микрорайоне.  

Я рисую кляксу

Кабинет психолого-педагогической коррекции города Риддера оказывает помощь детям с различными диагнозами: задержкой психического и/или речевого развития, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата. Это те ребятишки, которым, помимо родительской любви и заботы, необходима квалифицированная помощь специалистов.

По словам директора учреждения Людмилы Меховой, некоторые родители имеют возможность отдавать своих детей в частные кабинеты Монтессори или нанимать логопеда. Но это не та помощь, которая необходима ребенку. В государственном учреждении все услуги кабинета коррекции оказываются бесплатно и притом комплексно. Составляется индивидуальное расписание, и ребенок посещает в неделю нескольких специалистов. Теперь в более современных, а значит еще более эффективных условиях.

— Нам выделили помещения площадью 391 квадратный метр. У нас стало больше кабинетов, добавились новые. Например, кабинет Монтессори, комната сенсорной интеграции, — говорит Людмила Сергеевна. — Практически везде заменена мебель, закуплено много нового оборудования.

Благодаря этим изменениям в провинциальном Риддере для особенных детей создали такие же прекрасные условия, как в областном центре.

Как специалисты Риддера помогают особым детям адаптироваться к жизни

Двери, ведущие в кабинет коррекции, находятся справа от главного входа в 11-ю школу. На них табличка с названием учреждения, а далее просторный холл со скамейками и яркими шкафчиками, где можно оставлять одежду. Здесь в холле проводятся и все праздники учреждения.

Перед тем как разойтись по кабинетам на индивидуальные и групповые занятия, детки идут в комнату кратковременного пребывания на зарядку с педагогом ЛФК и творческие занятия. Воспитатель Юлия Цыплакова работает с детьми по трем направлениям: коммуникация, творчество и познание. Причем коллеги отмечают, что она часто использует нетрадиционные подходы в творчестве. Дети с подачи воспитателя увлеченно рисуют ватными палочками, пальчиками, пластиковыми вилочками, оставляя отпечатки краски на листах, выдувают через трубочки веселые кляксы. Все это расширяет границы познания детей, заставляет их мыслить по-особенному.

— Детям не нужно держать кисточку, — поясняет Юлия. — Они не боятся, что замараются. Очень любят необычные способы творчества. Это их сильно вдохновляет.

Красноречивее слов говорят детские рисунки, выставленные в холле. Успехи детей успехи педагога.

Чулок совы

Непривычные обывателю методы работы используют и педагоги-психологи Мария Банникова и Татьяна Церковная, которые ведут занятия в основном с ребятишками, у которых нарушены коммуникативные и поведенческие навыки, страдает эмоционально-волевая сфера. Такие детки подолгу любят играть в одиночестве, занимают себя сами, погружаются в свой мирок, вторгнуться в который бывает очень сложно. Помимо одних и тех же повторяющихся действий, можно заметить, что ребенок плохо ориентируется в пространстве, не ощущает в нем собственное тело, может наталкиваться на предметы, ударяться. У этих малышей нет зрительного контакта с окружающими, из-за этого часто не развита речь, потому что ребенок не подражает зрительно произношению слов взрослого.

Как специалисты Риддера помогают особым детям адаптироваться к жизни

Специалисты Кабинета коррекции отмечают, что когда они только начинали свою работу, с 2004 по 2010 год детям не выставлялся диагноз "аутизм", таких детей просто не было. А потом вдруг стали проявляться расстройства аутистического спектра сначала у одного-двух детей в возрасте семи-восьми лет. Затем аутизм стал проявляться все чаще и уже в более раннем возрасте два - три года. В этом году психолого-медико-педагогическая комиссия выявила среди риддерских ребятишек уже 22 ребенка с расстройствами аутистического спектра. Причем, как говорят психологи, это не классический аутизм, описанный в медицинской литературе, а так называемый атипичный. С неполным наличием всех признаков.

— Отдельные черты аутизма проще поправить, они быстрее выравниваются, ребенок научается жить в социуме, адаптируется и понимает, что с детьми играть — хорошо, со взрослыми — тоже, не надо уходить в свой мирок, снаружи тоже бывает интересно, — поясняет педагог-психолог Мария Банникова.

После оснащения Кабинета коррекции новым оборудованием и игрушками в арсенале специалистов появилось большое поле для игр и развития коммуникативных навыков детей. С помощью развивающих карточек и игрушек ребенка учат мыслить и говорить, а с помощью таких приспособлений, как батут, «колодец», балансир, fit-мяч и даже кресло-пуф развивают сенсорное восприятие, учат чувствовать себя в пространстве.

— Какой бы развивающий предмет ни был, он все равно должен быть направлен на коммуникацию. Если мы покачали ребенка и он захотел еще, он должен выполнить какое-то действие: сказать об этом или посмотреть на нас, — продолжает Мария Анатольевна. — То есть, помимо каких-то приятных ощущений, мы создаем ребенку толчок для коммуникаций, чтобы он обратил на нас внимание и понял, что эти ощущения возникли не сами по себе, а именно от взаимодействия.

Таким образом ребенок учится контактировать с людьми. А чтобы он научился ощущать себя в пространстве, есть и другие приспособления. Например, чулок совы. Это такой эластичный мешок, который надевают на ребенка, он выполняет в нем разные действия и даже играет в догонялки. Для гиперактивных деток с диагнозом СДВГ есть специальный жилет с утяжелением. Он нужен для того, чтобы ребенок успокоился после активной игры, расслабился и смог переключиться на спокойные занятия.

Полный релакс

Еще одна изюминка Кабинета коррекции это сенсорная комната, еще ее называют комнатой релакс. Занятия проводятся в вечернее время, а окна затемнены, чтобы создать эффект блэкаут. Здесь есть воздушно-пузырьковая труба, благодаря которой дети учатся концентрировать внимание, изучают цвета, понятия "громче тише", "быстрее медленнее". Внутри трубы шумят пузырьки, плавают рыбки, и ребенок с помощью пульта переключает подсветку. По словам психолога Татьяны Церковной, детям очень нравится и сенсорный дождь. Ребенка усаживают в кресло-пуф, светящиеся «струи» обволакивают тело и помогают расслабиться, ощутить себя в пространстве. Есть здесь и другие занятные новинки сухой сенсорный бассейн, коврик «Звездное небо» с подсветкой и колючей основой, как у аппликатора Кузнецова, на который ребенок может лечь или встать, а еще тренажер-обнимашка в виде двух валиков, сенсорная дорожка и интерактивная песочница. Все эти приспособления помогают специалистам достигать больших результатов в работе с детьми.

Как специалисты Риддера помогают особым детям адаптироваться к жизни

Помимо перечисленных специалистов, в учреждении работают логопеды на государственном и русском языках, дефектолог, специалист ЛФК и преподаватель музыкальной ритмики. В учреждении есть большой зал с цифровым пианино, тренажерами, беговой и велодорожками. Здесь занимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями речи. Обычно у этих деток нарушена и крупная, и мелкая моторика.

Как специалисты Риддера помогают особым детям адаптироваться к жизни

Кадры решают всё

Обо всех успехах педагогов Кабинета коррекции рассказать невозможно, но можно привести примеры. В холле мы встретили Аслана. Он поделился, что его дочь сейчас ходит в нулевой класс, а в прошлом году начала говорить, хотя раньше не говорила.

— Она родилась с отставанием, роды были тяжелые. Мы отдавали ее в платный центр, но там группы большие, индивидуальных занятий как таковых нет и никто не брался корректировать речь. А здесь она заговорила. Младший сын тоже не разговаривал и потихоньку начинает. Это очень хорошая возможность для родителей, что в нашем городе можно посещать такой центр бесплатно, — отметил Аслан.

Есть и другая история. Мальчик, диагноз которого мы разглашать не имеем права, никак не может заговорить, но благодаря усилиям психологов, он нашел для себя другой вид коммуникации. На вопросы он отвечает односложно на бумаге печатными буквами. Освоил трафареты, рисует и подписывает то, что нарисовал. И даже стал изображать в рисунках эмоции, хотя такие понятия таким деткам даются непросто.

Другой мальчик с помощью специалистов всего за девять месяцев избавился от своего диагноза, его заменили на более легкий. И это притом, что у педагогов тогда еще не было столько современного оборудования.

Как попасть?

Детей, которым нужна помощь специалистов, обычно выявляют на скринингах в детской поликлинике. Списки детей передают в Кабинет коррекции. Иногда родители, заметив отклонения, обращаются в учреждение самостоятельно и получают консультацию. Далее детей с родителями направляют на ПМПК психолого-медико-педагогическую комиссию для постановки диагноза и получения направления. Без прохождения ПМПК в Кабинете коррекции не принимают.

— Мы оказываем государственную услугу от 90 до 365 дней по направлению ПМПК от города Шемонаихи, — уточняет Людмила Мехова. — ПМПК открывается для регионов, где численность детей до 18 лет составляет не менее 60 тысяч. Так как у нас такого количества детей в городе нет, нас обслуживает Шемонаиха, которая включает также свой район и Глубоковский. Когда мы консультируем родителей и детей, обычно набирается список тех, кто не может поехать в Шемонаиху, тогда мы набираем группу и приглашаем представителей ПМПК сюда, чтобы они обследовали детей здесь, в Риддере.

Комиссия определяет, каких специалистов ребенку нужно пройти, дает заключение. После этого можно обращаться за получением помощи в Кабинет коррекции. Все занятия, напоминаем, проводятся абсолютно бесплатно! За год здесь принимают более 100 детей. В основном в возрасте от трех до семи лет, потому что главная цель подготовить ребятишек к школе.

Фото автора